Всё о системе взимания платы «Платон», и зачем это нужно, по мнению властей

Система «Платон» создана для того, чтобы приносить реальную пользу. И чтобы понимать, какую, нужно разобраться, как она функционирует и для чего предназначена.

Согласно официальным данным, представленным на сайте оператора системы, «Платон» обеспечивает весь цикл обработки информации о движении большегрузов и многотонников на трассах федерального значения. Система слежения и контроля необходима для того, чтобы требования законодательства в отношении установленных тарифов на платных дорогах соблюдались неукоснительно.


Как придумали «Платон»

Согласно статистическим данным из авторитетных источников, федеральные трассы подвергаются серьезной нагрузке из-за проезда большегрузов и многотонников (автомобилей массой свыше 12 тонн). Ущерб от проезда такой машины по трассе равносилен ущербу, который наносят 25–50 тысяч легковых авто.

На восстановление дорожного покрытия расходуется ежегодно более 1 триллиона рублей в масштабах всей страны. При этом сумма реального ущерба, наносимого грузовыми автомобилями, выше на 260%, то есть составляет 2,6 триллиона рублей. А большую часть налоговой нагрузки при этом несут владельцы легковых авто, за чей счет и восстанавливают дорожные покрытия.

По данным аналитических агентств, на конец 2014 года в России официально насчитывалось 40 миллионов легковых автомобилей. При этом грузовых автомобилей у компаний-перевозчиков в стране порядка 2 миллионов.

Во многих странах мира владельцы грузовых авто уже давно оплачивают ущерб, который они наносят дорогам. Так, в странах ЕС действует жесткий регламент (кстати, не только относительно дорог): кто зарабатывает на дорогах, тот и платит за восстановление. Собственно, ориентир на эту норму взят и в России.

Так и появилась идея создать систему «Платон», название которой расшифровывается как «Плата за тонны».

Надо отметить, что на создание и внедрение системы не было потрачено ни одного рубля из бюджетных денег. Русская служба новостей Би-би-си придерживается на этот счет иного мнения

Свои средства инвестировало в создание системы Федеральное дорожное агентство, а оператором, на которого возложили обязанность взимать сборы и контролировать работоспособность системы, было назначено ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Средства же, собранные с помощью функционала системы, будут распределяться в ФДА и расходоваться на дорожное хозяйство.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/
 

О процессе внедрения системы «Платон»

О том, что система «Платон» будет введена в России, владельцев 12-тонных авто начали уведомлять с начала 2015 года. Интерес к системе возрос лавинообразно, и уже спустя месяц ее активно обсуждали на профильных ресурсах и выражали по поводу инновации крайне полярные мнения. В самых крупных городах страны организовывались форумы, посвященные теме «Платона», на которых присутствовали представители грузоперевозчиков, логистических компаний, власти и Росавтодора, члены ФКУ «Дороги России» и т. д.

С августа 2015 года оператор системы ООО «РТИТС» начал регистрировать автовладельцев и их ТС. Сперва в список попали наиболее крупные грузоперевозчики, затем подошла очередь средних и мелких компаний транспортного бизнеса.

Уже в ноябре каждый день регистрацию проходили более 23 000 компаний и частных автовладельцев. Уже к началу сентября в системе числилось более 600000 автомобилей, из которых более половины принадлежало компаниям, примерно 13% ИП, 18% — частным автовладельцам, и оставшиеся 9% были собственностью иностранных граждан.


Этапы реализации проекта в области работы с пользователями

Август 2015 года — открыта начальная регистрация транспортных средств весом более 12 тонн.

Сентябрь 2015 года (начало месяца) — официально заработал сайт системы (Platon.ru).

15 сентября 2015 года — на официальном сайте появились телефонные номера горячей линии. Для жителей России бесплатный телефон 8-800-550-02-02, оператор отвечает на русском и английском языках. Для жителей зарубежья номер +7-495-540-02-02.

5 октября 2015 года — для всех желающих пройти регистрацию появилась возможность создания личного аккаунта на официальном сайте. В кабинете можно просматривать всю необходимую информацию и вести учет.

15 октября 2015 года — в крупных городах страны, а также региональных административных центрах начали работу филиалы и центры обслуживания.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/

15 ноября 2015 года — система вступила в действие и на федеральных трассах начали фиксироваться первые платежи и начисления.

 
Кто и как расходует поступления в системе «Платон»

Как уже было сказано, сбором и распределением средств занимается Дорожное агентство. Именно оно будет формировать бюджеты на развитие дорожной инфраструктуры в регионах России. В том числе средства будут выделяться государственно-частным партнерствам. Планируется, что с помощью системы будет собираться более 40 миллиардов рублей в год, и эти суммы позволят (по предварительным расчетам) отремонтировать к началу 2019 года основную массу федеральных дорог в стране.

Поскольку все средства будут напрямую отправляться в региональные дорожные фонды, а отчетные документы будет принимать к анализу ФДА, то ожидается, что ресурсы местных агентств будут расходоваться на оперативную реализацию значимых для регионов проектов.

Благодаря «Платону» и привлечению частных инвестиций планируется поддержка возведения крупнейших проектов в регионах. Так, будут строиться мосты (например, «Фрунзенский» в Самарской области), автодороги Кавказского региона, путепроводы в Твери и Ленинградской области, достоится тоннель в Воронежской области, будут завершены или начаты многие аналогичные проекты.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/

В Минтрансе РФ заявляют, что в перспективе улучшение качества дорог позволит оптимизировать процессы доставки грузов по всей стране, работу транспортно-логистических компаний, а значит, в итоге, нормализует все области народного хозяйства. Предприятия будут оперативно получать необходимые грузы для осуществления быстрой и слаженной работы.

 
Каков размер платы за проезд большегрузов?

В настоящее время установлен текущий тариф за пересечение 1 километра пути по платной трассе. Он равен 1,5293 рубля за 1 километр. Цифры действуют по последний день февраля 2016 года включительно. Это сниженная величина тарифа, который ранее представлял собой цифру 3,73 рубля. Но сниженный тариф будет установлен недолго: с марта 2016 года плата за проезд за километр пути составит 3,06 рубля, и эта стоимость, как ожидается, будет стабильной вплоть до окончания 2018 года.

Если сравнивать тарифную ставку с подобными ставками в странах Европы, то можно сказать, что она очень низкая. Например, в соседней Беларуси ставка (по текущему курсу доллара) в шесть раз выше. А если сравнивать тариф с австрийским, где стоимость километра дороги равняется 0,49 долларов, то российский тариф почти в 20 раз ниже.

 
Эксплуатация системы

Чтобы начать пользоваться «Платоном», перевозчику необходимо оформить специальный документ — маршрутную карту. Либо предлагается альтернатива: приобретение специального устройства, которое будет крепиться на борту ТС. Следует особо отметить, что устанавливать устройство закон не обязывает. Для каждого владельца авто заводится собственный счет, который можно пополнять с банковской карты в личном кабинете. Также деньги можно вносить на расчетный счет оператора в онлайн-банке напрямую, в терминалах самообслуживания «Платон» или в партнерской сети QIWI. Организовано внесение наличных на счет в любом из имеющихся офисов на территории страны. По состоянию на 10 декабря 2015 года их насчитывается 138. К оплате принимаются как банковские карты, так и также специальные топливные карты DKV и E100, оплата за проезд с которых списывается без комиссии.

Во избежание создания пробок на пограничных переходах созданы дополнительные мобильные офисы, которые также принимают оплату.

 
Как повышение платы за проезд повлияет на рост цен в стране

Разумеется, количество затрат перевозчиков в общей сложности возрастет, но несущественно. Если верить утверждениям аналитиков портала Investinrussia.com, то средняя стоимость перевозок грузов по трассам России составляет в среднем 30 рублей за километр. Даже если прибавить к этой стоимости предельную величину платы (3,06 рубля), то стоимость перевозок возрасте на 10%. При этом надо учитывать, что затраты на перевозку грузов в общей сложности составляют всего 4–10% от конечной стоимости товара. Следовательно, если даже ориентироваться на самую верхнюю планку расходов, стоимость товаров должна повыситься лишь на 1%, а то и меньше. Всего в перевозке продовольственных товаров задействованы 8,5% всех грузовых многотонников в России. Остальные 91,5% заняты перевозкой строительных материалов и навалочных материалов. При этом основную массу жизненно важных пищепродуктов и социально значимой продукции перевозят на относительно короткие расстояния и в более емких по вместимости грузовых автомобилях.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/

Следует учитывать и специфику экономики России. Далеко не все перевозчики единогласно повысят тарифы на свои перевозки. Ожидается и демпинг, и столь популярный для России всплеск активности «черных игроков» рынка, которые не планируют платить налоги и будут изобретать способы ухода от них. К тому же практика показывает, что в странах Балтии, например, при введении дополнительной платы за проезд в условиях жесткой конкуренции и инфляции перевозчики стремятся снижать, а не повышать фрахты, чтобы выиграть бой за покупателя.

 
Штрафы за уклонение от использования «Платона»

Параллельно с внедрением системы «Платон» законодатели утверждали ряд поправок в КоАП РФ, которые неоднократно менялись и обсуждались. По состоянию на 13 декабря 2015 года действующая редакция кодекса, статья 12.21-3. КоАП от 15 ноября 2015 г., в соответствии с Федеральным Законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ (в ред. № 168-ФЗ от 23.06.2014), гласит:

«Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, — влечет наложение административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — сорока тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — одного миллиона рублей».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» штраф выписывается за:

·         движение транспортного средства при выключенном или неисправном бортовом устройстве без внесения владельцем транспортного средства денежных средств Оператору и его информирования;

·         движение транспортного средства без бортового устройства и (или) отсутствие на расчетном счете необходимых для оплаты проезда денежных средств;

·         отклонение транспортного средства от планируемого маршрута и (или) времени (даты) движения по маршруту при отсутствии бортового устройства без информирования оператора;

·         продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору.

Новая редакция КоАП в декабре 2015 года внесла значительные послабления для перевозчиков. Штрафы были унифицированы и сведены к сумме 5000 и 10000 рублей за повторное нарушение для всех владельцев большегрузов (как частников, так и юрлиц).

Статья 12.21.3 КОАП РФ. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ).

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.

2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

В настоящий момент система функционирует автоматически. На самой трассе водителей проверять не будут. Система будет автоматически считывать данные с карты или с бортового устройства либо фиксировать их отсутствие. Принимать решение о наложении штрафа уполномочены сотрудники ГИБДД на основании записей приборов фото- и видеофиксации.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/

 

Правовые основания внедрения системы

Официальный старт действия системы приурочен к дате 15 ноября 2015 года. Правовым основанием служит Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 04.10.2014 года, в котором прописаны нормы взимания оплаты с грузовых автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу выше 12 тонн. Согласно закону, абзац четвертый пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона изменен и вступает в силу с 15 ноября 2015 г.: «Внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов».

Сам проект «Платон» реализуется на основании исполнения норм закона и договора концессии между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Соглашение было заключено до 2025 года и предусматривало создание и обслуживание системы взимания платы с транспорта весом более 12 тонн. При этом концессионер за свой счет обязан обеспечить работоспособность и функционал системы (включая создание бортовых устройств, установку офисов обслуживания, выпуск маршрутных карт и так далее). Также ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» обязано обеспечить полную обработку и хранение данных о передвижении большегрузов, в том числе архивацию данных. Компания принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга, Игорю, в равных долях.

Точное долевое участие в соглашении распределяется следующим образом: 36,75% капитала принадлежит Шипелову Андрею, учредителю ООО «Царицын Капитал» и ООО «РТ-Инвест» совместно с госкорпорацией «Ростех». Деньги вложены через ООО «Царицын Капитал» и ООО «РТ-Инвест». 12,51% принадлежит компании «Ростех», вложены через ООО «РТ-Инвест». 0,74% принадлежат Агафонову Вадиму, вложены через  ООО «РТ-Инвест» и ООО «Царицын Капитал»).

В 2010 году Шипелов Андрей учредил «Царицын Капитал», уставный капитал которого составил 50 млн рублей и на 98% принадлежал Шипелову, а на 2% соучредителю Агафонову Вадиму. В 2012 году Шипелов через ООО «Царицын Капитал» совместно с госкорпорацией «Ростех» создает фонд «РТ-Инвест» с уставным капиталом в 163,2 млн рублей. Из них 74,99% акций принадлежит ООО «Царицын Капитал». В июле 2014 года фонд «РТ-Инвест» и «Ростех» создают ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) с уставным капиталом в 100 000 рублей, вложившись поровну. В качестве основного вида деятельности указана «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области». Практически сразу после создания компании ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) назначается Правительством РФ оператором взимания платы в системе Платон», подписывается концессионное соглашение с Роставтодором, долевое участие снова распределяется в равных долях и 50% принадлежит Роставтодору, а 50% капитала принадлежит создателям РТИТС. В 2015 году доля «Ростеха» в составе РТИТС в размере 50% переходит к Игорю Ротенбергу, но доля «Ростеха» в составе капитала остается в размере 12,51% (по информации издания «Газета.Ру»).

Изначально оператора системы планировали выбрать на конкурсе. По сообщению русской службы новостей Би-би-си, ожидалось, что место оператора займет компания с иностранным капиталом. В 2013 году «Ростех» потребовал, чтобы проект был передан ему из соображений национальной безопасности. Объяснялось это тем, что «иностранцы не должны иметь доступа к информации о передвижении грузов». Конкурс на определение оператора системы был отменен приказом Дмитрия Медведева. 

За свои услуги по созданию и обслуживанию системы взимания платы компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» получает 10,6 млрд рублей в год. Оставшаяся сумма (по примерным подсчетам, порядка 40 млрд рублей в год) будет направлена в ФДА (по сведениям издания «Ведомости»).

СВП распространяется на 50774 километра федеральных трасс.

 
Инфраструктура и элементы (объекты) системы

1.       Система «Платон» включает 100 мобильных офисов и 20 рамок в Московской области, а также в Калужской. Планируется, что в течение 2016-2017 гг. в России на федеральных трассах установят еще 461 рамку стационарного контроля. Рамки и оборудование уже готовы для установки.

2.       138 стационарных центров обслуживания пользователей в городах России.

3.       Геоинформационная система навигации, центр мониторинга, и АСУ (автоматизированная система управления) расчетами, а также Единый центр обработки данных, который принадлежит государству и оснащен системой отказоустойчивости уровня Uptime Institute Tier III).

4.       Интернет сайт и полноценный колл-центр, операторы в котором общаются на двух языках (русском и английском).

5.       Около 500 терминалов самообслуживания «Платон» в городах России.

6.       Маршрутные карты.

7.       Терминалы партнерской сети QIWI практически во всех городах России.

8.       Бортовые двухсистемные устройства БУ1201 на базе навигационного модуля ГЛОНАСС/GPS.

http://www.prav-net.ru/4049-ira/

 
Как будет взиматься налог на прибыль с плательщиков сборов в «Платон»

В письме Минфина от 27.11.2015 №19-02-05/7/69769 сказано, что стоимость платы за систему «Платон» должна учитываться в составе расходов в расчете базы для исчисления налога на прибыль.

«Расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пункта 49 части 1 статьи 264 НК РФ», пишет издание РИА «Новости».

В документе сообщается, что данный вывод подкреплен сложившейся судебной практикой.

Документами, подтверждающими произведенные расходы, будут являться данные, полученные с маршрутной карты или бортового устройства.

Игорь Подольский

Интересно узнать мнение автомобилистов о данной системе
(напишите в комментариях)

Комментарии закрыты.

  1. Руслан Тверь

    Здравствуйте, водители большегрузов. 09.12.15 г. было выступление нашего правительства по центральному телевиденью. Говорили хорошо, но когда им задали вопрос, о правильности введения сбора с большегрузов за дороги, тут пошел полный бред. Господа из правительства сказали , что обсуждение проекта «Платон» шло с 2011 г..Тогда возникает вопрос с кем и где? Ответ выплывает сам, в кулуарах правительства, с кем? С рителирами и торгошами, которым выгодно. Появилась причина поднятия цен на товары, перевозимые большегрузами. Получить хорошую прибыль, а водители пусть отдыхают на обочине жизни, так как расценки на перевозки не выросли. Из этого следует, что проект «Платон» стал проблемой для владельцев большегрузов.

    Господа в своем выступлении обратили внимание на нелегальные перевозки, и они будут контролировать тех, кто работает без налогов. А нелегче было дать задание ГИБДД и налоговой проверить в каком статусе находятся владельцы транспортных средств, налогоплательщики они или нет, и не ставить всех под наблюдение.

    Так же было сказано, что 800 000 водителей занимающиеся легальными перевозками зарегистрировались в «Платоне». Опять обман. Они зарегистрировались под давлением закона, который гарантировал баснословные штрафы и потери своих наработанных клиентов.

    Господа высказали, что основной дорожный сбор производят с легкового транспорта. Опять обман. Владельцы легкового автомобиля за год платят от 700 руб. до 4000 руб.. При этом пользуются всевозможными льготами, а владельцы большегрузов платят от 10 000 руб. до 100 000 руб. в год без льгот, только освободили от этого фермерские хозяйства.

    На этом я заканчиваю свои размышления, но только на последок хочется сказать. в наше время, то есть в кризис проект «Платон» не надо было вводить в действие. Этот проект принес только негатив в общество. Рителеры, торгаши и хозяева проета «Платон» получат свои баснословные прибыли, а владельцам большегрузов одни проблемы, которых и так много, так как они платят за дороги по нескольким направлениям: налог на владельцев транспортных средств, налог, заложенный в топливе, прессинг от ДПС, а теперь ещё и проект «Платон» на голову свалился. Доход падает, полный ремонт транспорта не возможен, а это значит, что большая часть владельцев транспорта простится с перевозками, а на их место придут иностранные перевозчики с которыми нашим торгошам будет легче работать. А российские водители пойдут работать в иностранные компании или станут безработные, а причина проект «Платон», повлекший падение заработной платы.

  2. Аноним

    почему нельзя заплатить в любом отделении банка?почему 5 или 7 дней можно ехать?а если перенёс заказчик сроки или машина сломалась?дальше литературных слов нет.пересядем на пятитонники.потом на газели,когда средний тоннаж начнёте доить…досталивы уже,козлы!!!!!!!!



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн